Подвиги болотоходцев
Здесь впервые приводится перечень основных подвигов. Многие, правда, давно забыты, но может, старики еще вспомнят чего... К подвигам отнесены деяния, которые, хоть и не принесли никому пользы а даже порой приносили вред, но остались в памяти и о них приходится часто слышать, если хотя бы два болотоходца соберутся вместе. Подвиги изложены отнюдь не в хронологическом порядке, а в том, в котором получилось. За точность изложения я не только не ручаюсь, но даже наоборот, намеренно допустил ряд ошибок. Это для того, чтобы те из болотоходцев, которые что-то помнят, возмутились и поправили меня. А иначе их косные массы не расшевелить.
Как читатель, может быть, догадался, эта страничка для посвященных. Читать ее иностранцам и вообще неподготовленным людям не рекомендуется. Уважаемой широкой публике рекомендуется начать с краткой истории болотоходства. А тут - откровенное хвастовство, себявгрудьбиение и рукамиразведение, как оно свойственно болотоходцам. Впрочем, смотрите сами...
- Плавание по Воре майской весной. Не было ничего особенного, кроме ночевки на полевой дороге и волока по огородам. Первое знакомство с арматурой и колючей проволокой... Именно так, романтически, занималась заря болотоходства.
- Плавание по Волге весной от Завидово до Дубны. Было совершено двумя болотоходцами на "Салюте" с парусом. Ветер практически отсутствовал, поэтому плавание заняло три дня. Никто из болотоходцев не хотел браться за весла. Чисто из принципа, так как, по их мнению, парус должен был "тянуть" в любом случае, иначе что это за парус? Они бы и сейчас там еще плавали, но начался шторм и их прибило к берегу. Болотоходцы, воспитанные на "Кон-Тики", пытались изобрести плавучий якорь, но он утонул и их спасло только то, что они забыли его привязать. В начале похода, между прочим, им пришлось пробиться через последние весенние люды, неоднократно проваливаясь без всякого гидрокостюма
- Комбинированный поход Осташков - Полново - Велье - Либья - оз.Шлино с многочисленными волоками. Запомнился тем, что болотоходцы зачем-то распилили байдарку, которая, впрочем, потом все равно утонула. Это был славный подвиг именно в болотоходческом духе, причем даже с парусом. Парус был красного цвета и в подвиге не использовался. Болотоходцы тогда еще не знали, что они болотоходцы. Так их прозвали позднее иностранные источники. Самоназвание их было другое, которого теперь никто, впрочем, не помнит. Кажется, что-то космическое :)
- Плавание по реке Юрюзань. Забыли в поезде ни много ни мало а целого человека. Куда он потом делся - неизвестно, больше никто его не видел. Плавание знаменито также тем, что впервые в мировой практике на байдарку совершил наезд трактор. Водитель отделался легким испугом. Еще было много чего, но чего именно - никто из болотоходцев толком не помнит.
- Ранние походы по Карелии. Никто не помнит, сколько их было и какие конкретно. Из ранней Карелии, однако, история сохранила одно достославное происшествие: впервые болотоходцами был создан катамаран из двух байдарок, водружена двойная мачта, все это оснащено парусами. Это соружение плавало по мелким озерам и Ладоге. Поскольку болотоходцы всегда наплевательски относились к погоде, то они прозевали начало шторма и их унесло на середину Ладоги и мотало по волнам три дня. Спасли их только когда шторм стих. Однако судно и команда при этом, как сообщают очевидцы, остались не только на плаву, но и в полностью рабочем состоянии.
- Как-то летом два болотоходца совершили поход по родной речке Протве. Один наутро сильно заболел и слег, и второй не только вел лодку, но и совершал все переносы, перетаскивая не только груз, но и больного друга. Кончилось, впрочем, все благополучно на базе г/ф в Сатино.
- Ледовый поход по Лопасне. Впервые четверо болотоходцев плавали в настоящий ледоход. То есть во льдах некоторые уже плавали, а вот именно в ледоход как-то не доводилось. Торосов и шуги было больше, чем открытой воды, но наибольшую трудность представляли зрители, которые подавали советы с обоих берегов. Странно, но никто не утонул. Ледоход болотоходцам очень понравился, но больше никак не удавалось в него попадать. Может, и хорошо, а то б они стали ледоходцами. Примерно отсюда, кажется, начинается славная карьера Первого Командора именно как командора.
- Второй ледовый поход по Лопасне. Возможно, он был раньше первого, но это не важно. Важно что лед тоже был, хоть и только вдоль берегов. Все равно двое болотоходцев утонули, причем каждый по два раза. Больше по Лопасне они никогда не ходили. В этом походе начинал свою боевую карьеру Второй Командор в чине простого загребного матроса.
- Третий поход по Лопасне, но не ледовый, а обычный. Знаменит тем, что движение байдарок было настолько плотное, что болотоходцам пришлось взять на себя функции ГАИ. И раньше им часто приходилось разбирать завалы из бревен, но тут они целыми днями разгребали завалы из байдарок. Делали они также катамаран из байдарок с парусом из полиэтилена, просто для тренировки.
- Походы по реке Пра. Это одна из любимых рек болотоходцев, так как протекает исключительно по болотам. Походов по ней было много, и все они перемешались друг с другом. Болотоходцы даже порой спорят, кто из них с кем и когда там был. Немудрено запутаться - плавали они там в разные времена года и суток, в разных ватагах и с разными целями. Одни плавали летом вдоль реки, другие - в половодье и поперек. Одни, похваляясь перед другими, днем спали, а плавали по ночам, другие, пытаясь переплюнуть первых, плавали вообще круглыми сутками, ухитряясь пройти все 200 км за два дня. Такое усердие все и сгубило, о реке стали поговаривать с легким отвращением и вскоре напрочь забыли. Хотя именно на ней-то собственно болотоходство и началось как явление. Знакомства с нравами бобров и егерей. Уха на спирту с кедровыми орешками. Рыба, запрыгивающая прямо в лодку. Старуха, ругающая коров свинями, а свиней - собаками. Но это все забылось, зато многим запомнилось, как Первый командор отпилил сук, на котором сидел, проверяя на себе действие старой пословицы.
- Поход по Протве как-то весной. Забыли дома пол-байдарки, но тем не менее на ней как-то плыли. В принципе, ничего страшного не было, ни льда, ни штормов, однако все участники утонули. Из этого похода никто не вернулся, зато привезли много вещей и байдарочных деталей, в том числе совершенно чужих. Они используются в быту и по сей день.
- Поход по Протве другой весной. Никто не утонул, наоборот, болотоходцы спасли множество народу. Вообще страшная река - каждый год на ней кто-то тонет. По крайней мере, так было в те времена.
- Поход по Шерне. Забыли дома всю байдарку, кроме резины. Но как-то все равно плыли. Этот поход более всего знаменит тем, что тут впервые болотоходцы увидели вблизи настоящий надувной катамаран. На нем, помимо взрослых, плыл мальчик, и его покусала гадюка. Катамаран впечатления не произвел. Еще болотоходцы угнали чей-то мотоцикл, но тем не менее все остались живы. Из похода вернулись не все, некоторые остались.
- Поход по Орше и Сози через зыбучие трясины Васильевских и Оршинских мхов. Были жертвы, отравленные сморчками и напуганные гадюками. Поход знаменит тем, что волок длился два дня, так как не могли найти озеро Святое. На закате с одинокого дерева его увидал будущий Второй Командор, чем и спас положение. Еще болотоходцы завели и пытались угнать настоящий военный болотоход, но утопили его в болоте. На озерах построен был катамаран из байдарок с прямым парусом. Чтоб построить его, некоторые из болотоходцев даже пожертвовали обеденным временем - подвиг, неслыханный ни раньше, ни позже. Это уже было серьезное, нешуточное болотоходство, и оно всем понравилось. На Оршинские мхи - места боевой славы - болотоходцы возвращались потом много раз, приводили друзей и знакомых, но все пешком или на машинах. До сих пор все они без исключения мечтают повторить тот поход. Чтоб опять сморчки и гадюки, и два дня искать, и потом найти с дерева, и чтоб болотоход, и чтоб без обеда...
- Поход по Буже также начинался в болотах. Особых подвигов не было, так как речку приходилось расчищать от бобров и было недосуг. Зато впервые болотоходцы смогли увидеть, откуда начинается река. Это оказалось настолько впечатляющим, что они заинтересовались, а что же находится выше начала. Это любопытство и привело к печально известному походу по Поле. (см. ниже). На Буже были опробованы два специально сконструированных легковых болотохода. Суда получились очень удачными: на них можно было не только перепрыгивать с разгона небольшие завалы из бревен, но даже и проскакивать небольшие расстояния по сырой земле. Это впервые в истории дало возможность делать волоки не вылезая из лодки, сидя, с веслами в руках.
- Поход по Полю (Не путать с Полью!) был задуман и начат выше начала реки, то есть прямо по суше, и представлял собой один сплошной подвиг. Реки, в обычном понимании, не было. Были лужи, в том числе глубокие, разделенные кустами, в том числе непроходимыми. Байдарок местные жители пугались, так как никогда не видели. Однако порой выносили на берега дары в виде изделий из местного хрусталя и исчезали в тумане. В конце река ненадолго образовалась, но через километр исчезла насовсем в настоящих болотах. Эти болота были настолько выразительными, что даже болотоходцам оказались не по зубам. Они, правда, побродили некоторое время по трясине, некоторые даже с лодками на плечах. Местами было слышно, как под трясиной течет вода. Пытались до нее пробиться, рубили топорами проход, однако трясина была слишком прочной для болотоходческих тупых топоров, и было решено идти обратно. Были еще мысли тайком перенести лодки в какую-нибудь другую реку, но потом решили все-таки не жульничать, а честно признать поражение.
- Поход по Вуоксе знаменит тем, что болотоходцы обманули пограничников и нарушили государственную границу СССР (тогда еще СНГ - или наоборот?). Причем нарушили волоком, как и положено настоящим болотоходцам. Кажется, вел Второй Командор. Впрочем, может я и ошибаюсь.
- Походы по Селигеру с прямым парусом, кроме подвига, были еще и впечатляющим зрелищем. Болотоходцы были тогда ужасно многочисленные, сильные и бородатые, им было нипочем останавливать на ходу поезда и плавать в магазин прямо так, без лодки, просто с авоской в руках. Забыть в поезде весь такелаж им представлялось совершенно обычным делом, не стоящим даже внимания. А уж избороздить с прямым парусом весь Селигер, пугая громкими криками "табань", "загребай", "руби концы" и "тяни мачты" им практически не составляло труда. По ветру они ставили паруса, против ветра гребли как черти, порой даже забывая эти самые паруса снимать. Второй Командор в этих походах участия не принимал, и предусмотрительно отсиживался неподалеку в своем Старом Селе. Плавания эти основательно подзабылись, и теперь болотоходцы путают и число походов, и приемы управления парусами, и команды. А уж вспомнить, как это технически делается, могут только самые образованные, да и то только с топором в руках.
- Походы по Карелии. Плавания по Селигеру под парусами показались настолько детской забавой, что болотоходцы решили отказаться от парусов и плавать опять на веслах, чтоб не потерять славу и спортивную форму. К этому моменту болотоходцы настолько расплодились, что занимали в походе иногда сразу две реки, на стоянках же оба берега, так как на одном на всех грибов не хватало. Плавали вместе, плавали группами, плавали и кто куда по отдельности. В этом походе наметился раскол в рядах болотоходцев. Подробнее о расколе и его причинах смотри "Краткую историю болотоходства"
- Поход по Солотче и каналу Жилинского вел Второй Командор, так как первого уже не было. Говорят, реки тоже не было совсем. В отличие от Поля (см.выше) она даже и не начиналась. Болотоходцы поломали массу заборов, так как идти пришлось пешком по дачам, с лодками на плечах. В конце какая-то вода-таки образовалась, но озверевшие болотоходцы пересекали поперек каналы и крупные реки, так как уже не открытой воде не доверяли. Раскол в рядах оформился окончательно, и пошел вширь. В частности, основная масса раскололась из-за вопроса, как пересекать Оку - вплавь или вброд.
- Походы по Селигеру с косым парусом относятся к той эпохе, когда некоторые из болотоходцев понемногу учились летать. Ехать в первый поход пришлось два раза, один раз доехали до Торжка, но пришлось вернуться обратно, так как забыли все вещи. Второй раз доехали до места, но уже к утру. Это был последний поход, в котором участвовали деды. Далее они уже не применялись, так как ушли на заслуженный отдых, устав от таких неистовых дорожных приключений. Передвижения по воде особой сложности не представляли, и потому к подвигам не причислены. Правда, болотоходцы ухитрялись ломать шверт при весьма слабом ветре и ходить по привычке волоком там, где все плавали на моторах. Второй и более поздние походы были в том же стиле, ну может грибов было больше, больше детей и больше играли в войну
- Поездки под парусами весной по Московскому морю. Тут-то болотоходцы выучились летать, оперили свои крылышки. Даже ухитрялись обгонять в гонках бывалых катамарансменов. Прошли все море вдоль и поперек, и как-то за пару дней ухитрились сломать все, что только можно, кроме мачт. Причем некоторые детали были сломаны по два раза. Скрепив все это по своей привычке веревками и гвоздями, как следует чинить это все болотоходцы отказались наотрез, и решили копить силы и деньги на все новое.
Далее хождения по болотам не заканчиваются, но уже настали новые, и наступают новейшие, сплошь летательные времена... Впрочем, подвиги будут еще случаться - и пешие, и летающие, и водоплавающие - какие же болотоходцы без подвигов!
Болотоходец! Если уж ты победил свою всем известную лень, поднялся с дивана и добрался до интернета, даже до этой странички, или, не ровен час, до ее конца (последнее мне представляется крайне невероятным, но вдруг?), то не поленись поправить мои воспоминания или описать свои новые или старые забытые мною подвиги (вот это, я думаю, пойдет с энтузиазмом)! Адрес только не перепутай, как обычно...
lalexnm.ru
Сайт управляется системой
uCoz