Управление прямыми парусами

Отвечаю по порядку:

1. С мачтой болотоходцы особо никогда не мудрили, ставили двухногую посередине. Позже кто-то увидел на картинке другое, и мачту стали ставить ближе к носу. Хотя консерваторы, из чувства противоречия, требовали сдвинуть мачту к корме. Высоту мачты рассчитывали обычно исходя из высоты паруса. А парус, как известно, брали какой попало. В итоге мачта получалась высотой метров пять.

С парусами, точнее с парусом, тоже особо не возились. Решено было на общем молчаливом собрании, что вся конструкция рассчитана на плавание по ветру, потому пусть несет куда ветер дует.

1А. Однако поскольку хочется чтоб несло куда надо, то начинались всякие выдумки. Болотоходцы до парусов сплавлялись по широким рекам и делали волоки через болота, поэтому приобрели невероятно сильную физическую форму. Мозги же, наоборот, в таких странствиях у них обленились, почти даже атрофировались. Поэтому они чурались всяких изобретений. На типовом корабле болотоходцев обычно просто дежурная вахта гребцов подгребала веслами в нужном направлении. До сих пор это считается наиболее удобным при плавании по ветру. Плавников (шверта, руля)-то нету, и тормозит-то меньше!

1Б. Тем не менее болотоходцы дотумкали, что при боковом ветре лучше ставить парус по диагонали. Для этого они просто перевязывали угловые веревки паруса (позже стало известно, что они называются шкоты, но не всем) на другие места каркаса (баркаса или карбаса). Так и правда работает лучше. Подгребать при этом все равно было обязательно, и дежурной вахте отдыхать уже не приходилось. Корабль здорово рыскал, и для выдерживания курса болотоходцы порой неохотно мастерили руль из любого лишнего весла. Можно привязать его сзади, или просунуть в свободную петлю, чтоб на берегу вынимать, а не отвязывать. Такого руля вместе с дежурной вахтой для бокового ветра (позже узнали, что это называется галфвинд) было вполне достаточно. Но гребцы должны быть не из слабых.

1В. Иногда приходилось (точнее, были попытки) плыть против ветра. В принципе, идея выдвигалась обычно командором ватаги, каковые у болотоходцев сменили безликих племенных вождей и жрецов (едоков). Командор, как правило, уверял ватагу, что встречный ветер не так уж сильно отличается от бокового, всего-то на пару румбов. Идея обычно принималась всей командой в штыки. После пары часов уговоров, и полудня безуспешных попыток обогнуть какой-нибудь завалящий мыс чаще всего случался бунт, команда свергала командора и причаливала пянствовать на берегу. Если горячительного не хватало, то плыли до магазина, причем ветер тут уже почему-то никогда не бывал помехой. Пянство продолжалось до глубокой ночи, когда хитроумный и трезвый командор захватывал власть обратно. Ветер обычно тут уже стихал или даже менялся на противоположный, и обогнуть мыс на заре обычно не представляло труда, если только не заблудиться в камышах и протоках.

Именно вот с такой системой управления (в широком смысле слова) многочисленыне озера были пройдены болотоходцами вдоль и поперек.

В дальнейшем инженерная мысль прогрессивной части болотоходцев, знакомство с книгами "Путешествие на Кон-Тики" и "Плавание на Святом Брендане", привели к созданию устройств, которые препятствуют боковому сносу корабля при непопутном ветре. По мысли командора это должны были быть шверцы - которые свешиваются по бортам. Кстати, на Кон-Тики они просто вставлялись между бревнами. Они должны быть с подветренного борта, а их продольное положение, в принципе, должно задавать остроту курса корабля. Однако дальше экспериментов тут дело не пошло, потому что прогрессивная часть быстро сообразила, что это означает новые физические нагрузки, и изобрела более совершенные устройства управления - руль и шверт. Консервативная же часть была вообще против всяких новшеств, и требовала прокладывать маршрут ближе к магазинам, а не против ветра. Эти тенденции привели к расколу в рядах болотоходцев, который закончился строительством новых судов, и привел к новым ожесточенным набегам на озера Валдая и Карелии.

В итоге прогрессивная мысль победила, и теперь болотоходцы плавают с рулем и швертом, в том числе даже и в магазин.

Между строк этого эпического текста можно вычесть, что одновременно со швертом и прямым парусом болотоходцам плавать так и не приходилось. Но они порой об этом мечтают, и всерьез собираемся исправить этот недостаток своей парусной биографии.

Сайт управляется системой uCoz