СЛУЧАИ РАСХОЖДЕНИЯ ПРИ ВЕТРОВОМ ДВИЖЕНИИ: краткое резюме

Даже на свободных просторах порой становится тесно, и есть смысл соблюдать хоть какие-то правила. Вот наиболее частые случаи расхождения. Курсивом - разъяснения для совсем бестолковых. Вы-то зачем читаете? :).

1. Расхождение встречными галсами: право дороги имеет идущий правым галсом, левый галс уступает. Многих озадачивает "галс" - это просто: он правый, если ветер дует вам справа по ходу движения, и наоборот. Если ветра не чуется, послюньте палец :)

2. Расхождение при движении одним галсом, при обгоне: право имеет ведущий, а обгоняющий должен держаться от него в стороне. Переднему рекомендуется не менять курс, иначе как этого типа объехать-то?

3. Расхождение при движении одним галсом, вровень: право имеет подветренный, а идущий со стороны ветра уступает; Обычная загвоздка: когда именно кончается обгон и начинается движение вровень? Должно быть, когда оба подровняются. Если вы не уверены в этом, лучше не ровняться вообще :)

Эти три случая показаны на картинках. В толпе стрелок всегда правы зеленые, а красные стрелки должны уступать или сторониться, происходит это на воде или на снегу. Если стрелка вам не уступает, забейте свою :)

Этот джентельменский набор рекомендуется соблюдать всем свободно передвигающимся парусно-кайтовым джентельменам, да и всем ветреным джентельменам вообще. Встречая ветреную леди, истинные джентельмены не только уступают всякую дорогу, но еще и раскланиваются чем только могут.

В разных формулировках, но с одинаковой сутью эти три случая звучат во многих редакциях международных правил соревнований, катания под парусом, любого передвижения под действием ветра. Примеры вот:

1. Правила Парусных Соревнований - ППС (в оригинале ISAF);
2. Правила Аcсоциации Кайтинга России (в редакции Ражева и Сарафанникова);
3. Правила Зимней Парусной Ассоциации WISSA;

Разумеется, формулировки правил, признаки случая в разных редакциях правил отличаются, так как описывают ситуации с разной целью для субъектов разных уровней подготовки, культурной среды, ландшафта, стиля движения и т.п. Тексты пестрят уточнениями типа: "чисто спереди", "зона опасного сближения", "ближе к ветру" и т.п. Однако представляется разумным, что дополнительные правила поворотов, выхода на берег, движения по волне, раскладки строп и опрокидывания досок не должны отменять полностью три вышеописанных случая расхождений - они годятся для всех. Популярно с картинками они изложены здесь для парусных расхождений, здесь для кайтовых. Ну а в правилах соревнований, конешно, много чего еще есть замудрённого - на тож они и соревнования...

Подробное обсуждение правил вообще и случаев расхождения в частности можно найти на Windsurf.ru и на Zmey.ru.